"Расплата за халатность" - интервью руководителя Комсомольского-на-Амуре следственного отдела на транспорте Константина Александровича Суковатого


Константин Суковатый, начальник Комсомольского-на-Амуре Следственного Отдела Дальневосточного СУТСК России на транспорте рассказал о том, что является основной причиной происшествий на транспорте.

— Константин Александрович, чем отмечен прошедший год для вашего отдела?
— В 2013 году в суд нами отправлено 69 уголовных дел, среди них есть и в отношении судовладельцев, которые оказывали платные услуги по перевозке граждан речным транспортом: в поселке Менделеева, в Николаевском и в Охотском районах. Во всех случаях граждане, зная, что их транспортные средства не соответствуют нормам безопасности, совершали перевозки пассажиров. Речь идёт о нарушении норм вместимости пассажиров, отсутствии спасательных жилетов и даже управление судном в состоянии наркотического опьянения. Все три уголовных дела были направлены в суд для рассмотрения по существу, и один приговор уже вынесен. В отношении жителя поселка Менделеева суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 9 месяцев с отбыванием в колонии строгого режима за оказание услуг пассажирских перевозок в состоянии наркотического опьянения. Надо отметить, что это довольно суровое наказание, суд принял во внимание содействие следствию, но даже факт раскаяния не помог применить к виновнику более мягкую форму наказания, так как он имел ранее непогашенную судимость. Также следственном отделом было завершено расследование дела в отношении владельца сухогруза «Амурское», утонувшего в октябре 2012 года. Было установлено, что генеральный директор Николаевского-на-Амуре морского порта, зная, что судно «Амурское» не предназначено к перевозке грузов, склонных к разжижению, не учтя погодные условия и превышение максимальной грузоподъемности, дал указание капитану выйти в рейс, что в итоге привело затоплению судна, гибели членов экипажа и пассажиров. Подобные дела сотрудниками нашего отдела расследуются из года в год с той лишь разницей, что в какой-то год их больше, а в какой-то меньше. Люди просто не задумываются о безопасности на транспорте. В 2012 году был случай, когда судоводитель, управляя «Метеором» с большим количеством пассажиров в состоянии сильного опьянения врезался в берег Амура у Нижней Тамбовки. В момент задержания он не мог адекватно отвечать на вопросы и даже вспомнить собственное имя. Мне непонятно: как люди занимаясь такой работой, позволяют себе безответственное отношение к безопасности пассажиров.

— Константин Александрович, вы упомянули «Метеоры», что бы вы могли сказать о ситуации с ОАО «Амурпорт»?
— Ситуация в организации сложная: постоянно меняются конкурсные управляющие, предпринимались попытки сменить генерального директора, возбуждалось уголовное дело по факту попытки рейдерского захвата. Всё это не способствует нормальной работе ОАО «Амурпорт». В прошлом году пассажирские суда находились в аренде у ОАО «Амуртрансфлот». Решением арбитражного суда договор был расторгнут. В итоге «Амуртрансфлот», не имеющий собственного флота, сегодня является практически банкротом. Однако и «Амурпорт», совершив буквально несколько рейсов, не стал заниматься пассажирскими перевозками, и, насколько мне известно, принято решение об утилизации «Метеоров». Это дело самой компании, как ей поступать с собственным имуществом, и не в нашей компетенции судить правильно это или нет, но фактом является то, что комсомольский флот пассажирских речных перевозок перестал существовать. Компания не смогла отремонтировать эти суда. Не знаю, как будут осуществляться перевозки в следующем году, но могу предположить, только силами Амурского пароходства. Плохо, что нет своей местной компании, так как при таком варианте сложно обеспечивать транспортную безопасность. В 2013-м уже был несчастный случай на дебаркадере, принадлежавшем «Амурскому пароходству». Несмотря на сложную ситуацию с паводком, сотрудник этой организации распивал спиртные напитки на рабочем месте, и 13 сентября случился нечастный случай, в результате которого погиб малолетний ребенок. В ходе следствия будет дана оценка действиям матери погибшей девочки и работника пароходства, которые допустили этот несчастный случай. Если бы шкипер соблюдал свои должностные обязанности, а мать внимательно смотрела за ребенком, этой трагедии не произошло. Возвращаясь к ситуации вокруг «Амурпорта», то на данный момент завершено следствие по ряду уголовных дел, утверждены обвинительные приговоры лицам, подделывавшим протоколы собрания акционеров. В отношении руководителя одной из частных компаний — господина Богомолова — было возбуждено и рассмотрено отдельное уголовное дело. В ходе следствия установлено, что он совершил растрату вверенных ему материальных средств в особо крупном размере: сдача подъемного крана на металлолом. Кроме того, им незаконно приобретено право на объекты недвижимости, которые принадлежали как государству, так и другим собственникам. В ходе расследования имущество было возвращено законным владельцам, а в отношении Богомолова судом вынесен обвинительный приговор. Но с учетом того, что нанесенный ущерб возмещен виновником в полном объёме, суд принял решение об условном наказании. Еще несколько дел находится в производстве: по факту фальсификации единого государственного реестра, фальсификации доказательств по гражданскому делу и попытки причинения ущерба в особо крупном размере в данной компании. В ближайшем времени эти уголовные дела будут направлены прокурором в суд.

— Константин Александрович, количество происшествий на транспорте?
— На данный момент ситуация стабильная. Тем не менее, с учётом того, что происходит старение воздушного и речного транспорта, можно говорить о возможном росте числа происшествий. Неоднократно руководством Дальневосточного следственного управления на транспорте до контролирующих органов доводилось требование уделять внимание состоянию транспортных средств, проверять годность к эксплуатации.

— А какие-то конкретные меры по этим предписаниям уже предпринимались?
Ведь не секрет, что «Метеоры» были уже серьезно устаревшими. — Скорее всего, именно по этой причине «Метеоры» и было решено утилизировать, так как они не отвечали требованиям безопасности. Для того чтобы их отремонтировать и запустить в эксплуатацию, необходимо разрешение регистра, присутствие лицензированных специалистов и применение лицензированных же материалов, а это сегодня могут себе позволить не все компании.

— Константин Александрович, насколько мне известно, большую часть вашей работы составляют правонарушения, совершаемые пассажирами.
— Действительно, специфика работы транспортной прокуратуры заключается в том, что эта категория правонарушений составляет 60-70 процентов от общего объема рассматриваемых отделом дел. Многие едут на отдых, а кто-то — из мест лишения свободы или возвращается домой после вахт. При этом употребляют спиртные напитки и в результате становятся неспособными контролировать собственное поведение, конфликтуют и с другими пассажирами и с представителями полиции. Самый громкий случай был в поезде «Комсомольск — Чегдомын», где гражданин угрожал окружающим муляжом гранаты. Следствие по этому делу закончено и передано в суд. Но стоит особо отметить, что мужчине повезло: полицейский не применил по отношению к нему табельное оружие, хотя в данной ситуации имел на это право. Совсем недавно в Хабаровске был подобный случай, когда сотрудник правоохранительных органов застрелил дебошира на автовокзале. «Метателю гранаты» из поезда «Комсомольск — Чегдомын» грозит наказание в виде лишения свободы до 5 лет. В среднем за год в расследовании нашего отдела оказывается 40-50 подобных случаев. Есть дела по фактам дачи взяток полицейским, с целью избежать виновными привлечения к административной ответственности. Граждане должны знать, что за взятку в 25 тысяч рублей предусмотрен штраф в 700-800 тысяч. Если должностное лицо возьмет взятку, то получит или еще больший штраф или будет лишено свободы. Для примера могу сказать, что в 2013-м году нами было расследовано два подобных дела в отношении сотрудников органов внутренних дел. Одно дело было возбуждено в отношении следователя, сфальсифицировавшей факты по уголовному делу, незаконно задержавшей человека по подозрению в совершении преступления, заведомо зная о том, что он невиновен. Другое — в отношении дознавателя, сфальсифицировавшего протокол осмотра и протокол допроса свидетеля. Как показывает практика, чаще всего подобные преступления совершаются либо из-за нежелания работать, либо, наоборот, от стремления выслужиться. Нетипичным для нас делом стал случай нарушения авторских прав, когда житель посёлка Ванино устанавливал нелицензионное программное обеспечение. Кроме того, сотрудниками отдела было расследовано одно уголовное дело о сбыте видеокамеры, закамуфлированной под авторучку. — Константин Александрович, в сфере вашего отдела находятся также нарушения условий охраны труда. — Действительно, нами расследуются множество случаев. Большинство из них происходят по вине самих пострадавших. Есть должностные инструкции и правила безопасности, которые работники должны соблюдать, но они этого не делают, что в итоге приводит к несчастным случаям. В этом году мы закончили расследования уголовного дела в Николаевске-на-Амуре, где крановщик, в рабочий перерыв, по просьбе коллег поднял груз, не учтя требования присутствия при проведении подобных операций квалифицированных стропальщиков, что привело к гибели человека. Подобное дело сейчас расследуется по «Амурскому судостроительному заводу». Также на железной дороге с рельсов сошел поезд на перегоне «Эльбан — Тейсин». Нами установлено, что крушение произошло в результате неправильного крепления груза. Начальник железнодорожной станции должен был проверить закрепление крана на платформе. В результате были нарушены нормы безопасности: подъемное оборудование должно было грузиться на металлическую платформу, а не на платформу с деревянным настилом. При движении на криволинейном участке железной дороги произошло смещение груза, самой платформы и в итоге опрокинулся весь поезд. Эти, а также другие происшествия говорят о том, что в большинстве случаев они происходят в результате несоблюдения людьми норм и правил эксплуатации транспортных средств.

— Спасибо за беседу. Александр Альдиев