"Раскрыли по горячим следам" - интервью сотрудников Тындинского следственного отдела на транспорте


32 уголовных дела расследовали в 2013 году сотрудники Тындинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета (СК) России. За каждым эпизодом – человек, его судьба и поступки. У следователя нет выходных и праздничных дней. Такая работа требует крепких нервов, решительности, принципиальности и мужества. К сожалению, преступлений меньше не становится. О наиболее громких из них 15 января, в свой профессиональный праздник – День образования следственного комитета РФ, нам рассказали руководитель Тындинского следственного отдела на транспорте Евгений ЗЮБИН, его заместитель Станислав КУТУЗОВ и старший следователь Руслан УЛЬЯНОВ.

Машинист погиб при крушении локомотива
– Руслан Сергеевич, в 2013 году вашим отделом были возбуждены уголовные дела по трём сходам железнодорожных составов, 2 из которых произошли на территории Тындинского района. Удалось выяснить причины крушения поездов?
– В ушедшем году нам пришлось расследовать три случая, связанных со сходами составов на железной дороге. По одному сходу, который произошёл в начале января 2013 года на перегоне Ларба – Эльгакан, расследование прекратили. Крушение состава с пустыми цистернами явилось стечением критических обстоятельств и факторов. Жертв и пострадавших нет.
В апреле на перегоне Имангракан – Тасс-Юрях произошёл сход 18-ти вагонов ещё одного грузового состава. Поезд развалился на ходу. Причиной крушения стал излом боковой рамы тележки по внутреннему радиусу одного из вагонов.
– Вагон был старым?
– Нет. Рама тележки была изготовлена на Кременчугском сталелитейном заводе Украины. Руководство предприятия отрицает свою вину в произошедшем. Однако обстоятельства свидетельствуют совсем о другом: на заводе не особо следят за качеством металла.
– При сходе локомотива и вагонов на железнодорожной линии Улак – Эльга не удалось избежать жертв. Что стало причиной этой трагедии?
– Происшествие в 142 километрах от станции Улак случилось 31 декабря. С рельсов сошли локомотив и два грузовых вагона. Трагедия унесла жизнь машиниста, который проживал в одном из населённых пунктов Тындинского района. Второму машинисту причинён тяжкий вред здоровью. Причиной схода стало несоблюдение правил безопасности, невнимательность и грубое нарушение принципов работы бригады машинистов. Сегодня расследование уголовного дела продолжается.  

Поезд трудно остановить
– Евгений Владимирович, железная дорога всегда была объектом повышенной опасности. Наш город – это крупный транспортный узел. Удалось ли в 2013 году избежать случаев травматизма на железной дороге?
– Тында не только крупный железнодорожный узел. Вдоль многих направлений магистрали расположены дачи и огороды жителей города. С наступлением лета на железнодорожных путях можно увидеть не только путейцев, но и собирателей грибов и ягоды. Ходить по путям очень опасно. И хотя с каждым годом фактов травмирования становится меньше, тем не менее в этом году зафиксированы 2 случая, где погибли люди. Основной причиной таких трагедий становится нахождение людей в состоянии алкогольного опьянения на вокзалах, переездах и путях. Так, работник одного из железнодорожных предприятий подлез под грузовой поезд, который отправлялся из Тынды в Беркакит. Происшествие произошло ночью. Поезд отправлялся на разрешающий сигнал светофора с 14-го пути. Невнимательность, алкоголь и пренебрежение правилами безопасности привели к смерти.
Второй случай со смертельным исходом произошёл на участке железной дороги в районе улицы Голубичная. Этот район крайне неудобен для машинистов, поскольку поезд здесь выходит из своеобразной кривой и начинает набирать ход. Человек появился на путях неожиданно. Сразу остановить состав в таких случаях невозможно. Ещё раз хочется напомнить, что железная дорога всегда была зоной повышенной опасности. Не ходите по путям. Не слушайте музыку в наушниках на таких объектах. Следите за своими детьми, особенно на вокзалах и дачных участках. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах – по виадуку и настилам.

Разбудили и избили
– Станислав Валерьевич, вашим отделом окончено расследование уголовного дела в отношении бывших сотрудников Тындинского линейного отдела на транспорте. Что толкает блюстителей порядка на преступления?
– Наверное, чувствуют свою безнаказанность и мнимую власть при исполнении обязанностей по охране общественного порядка. Инцидент произошёл летом 2013 года в поезде сообщением Тында – Комсомольск. Двое сотрудников роты сопровождения поезда и их знакомый нанесли около 30 ударов человеку, который якобы обвинялся в административном правонарушении. Мужчина же мирно спал на своём пассажирском месте, никого не трогал. Они его разбудили, затащили в своё служебное купе. Блюстители порядка находились в алкогольном опьянении. Украли у пассажира не только его деньги и банковские карты, но и фрукты, которые он вёз своим коллегам. На станции Тутаул мужчину высадили. Потерпевший не растерялся, благо нашлись добрые люди – дежурная по станции и кассир. Они дали ему денег на билет до Тынды.
– Как вышли на след преступников?
– Мужчина приехал в Тынду, где сразу же обратился в наш отдел. Он рассказал, что его избили сотрудники роты сопровождения поездов, забрали деньги и его банковские карты. После выяснилось, что стражи порядка на вокзале Февральска сняли с его карты 29 тысяч рублей. Этот факт зафиксировали камеры видеонаблюдения. Уголовное дело раскрыли по горячим следам. Вместе с сотрудниками ФСБ и управления собственной безопасности подозреваемых ожидали на вокзале Тынды. Стражи порядка свою вину отрицали. Им грозит до десяти лет лишения свободы.
– Подозреваемые долго работали в правоохранительных органах?
– У первого из обвиняемых 10-летний стаж работы в органах, а второй только прошёл аттестацию. Этот случай имел серьёзные последствия и для руководства Тындинского линейного отдела на транспорте. Всех привлекли к дисциплинарной ответственности, а начальника отдела кадров вовсе уволили из органов внутренних дел.

Беседовал Максим ЕРМАКОВ