"О Кольской, гибели судна Партнер и поезде Ноглики - Южно-Сахалинск" - интервью руководителя Сахалинского следственного отдела на транспорте Дмитрия Фаритовича Хайбриева SakhalinMedia.ru


О "Кольской", гибели судна "Партнер" и поезде Ноглики - Южно-Сахалинск - руководитель созданного три года назад Сахалинского следственного отдела на транспорте рассказал о громких делах и преступниках в погонах и без.

Следственный комитет Российской Федерации, в систему которого входит и Сахалинский следственный отдел на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте, был сформирован как самостоятельная структура три года назад 15 января. До этого он входил в систему органов прокуратуры Российской Федерации. Работа в отделе требует специальных познаний и соответствующего юридического образования, поэтому, как рассказал в интервью корр. SakhalinMedia руководитель Сахалинского следственного отдела Дмитрий Хайбриев, для него решение кадрового вопроса имело первостепенное значение. Кроме того, главный транспортный следователь Сахалина поделился с читателями информацией о некоторых громких делах, расследованных в его отделе - гибели платформы "Кольская" и судна "Партнер", и рассказал о правонарушениях, совершаемых должностными лицами.

- Дмитрий Фаритович, расскажите о своем отделе.
- Коллектив отдела небольшой - пять человек, включая меня и моего заместителя, но несмотря на это его юрисдикция распространяется на все объекты транспорта, расположенные на территории Сахалина и Курил. В связи с этим, наша деятельность связана с частыми командировками во все уголки островной области, что требуют хорошей физической формы и знаний в области расследования уголовных дел на транспорте.

- Поэтому для формирования вашего коллектива понадобилось немало времени?

- В общем-то, да! При формировании новой структуры всегда возникает вопрос с кадрами, и тем более остро этот вопрос стоит в Сахалинской области. Поэтому понадобилось длительное время для формирования устойчивого коллектива, который ранее комплектовался в основном приезжими на Сахалин молодыми специалистами. Дороговизна жизни на Сахалине и бытовые вопросы не лучшим образом стимулировали молодых специалистов к прохождению дальнейшей службы на Сахалине, в связи с чем, нами проводилась работа с учебными заведениями Сахалинской области по подбору кандидатов на службу и это дало свои результаты, на сегодняшний день бывшие студенты, проходившие практику в нашем отделе стали полноправными членами нашего коллектива. И то что коллектив полностью укомплектован и способен выполнять поставленные задачи - это самое радостное событие.

- Если можно, немного о специфике расследований?
- Специфика расследований на транспорте состоит в первую очередь в необходимости постоянной мобильности сотрудников отдела, они должны быть готовы в любую минуту выдвинуться на место происшествия в любую точку островного региона. Кроме того, специфичны и сами преступления, которые совершаются на объектах транспорта, например связанные с безопасностью движения и эксплуатации морского, воздушного и железнодорожного транспорта. Расследование таких преступлений, требует наличие у следователя специальных познаний не только в уголовном законодательстве, но и множестве нормативных актов, которыми должны руководствоваться эксплуатанты транспорта при обеспечении безопасности его функционирования. В прошлом году в производстве следственного отдела находилось более 60 уголовных дел о преступлениях совершенных на транспорте, это и тяжкие преступления против личности, и должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на транспорте, а также таможни - вот поле нашей деятельности.

- Например…
- Начнем с людей в погонах. Недавно закончено расследование уголовного дела в отношении бывшего сотрудника транспортной полиции, использовавшего свое служебное положение для увеличения показателей раскрываемости преступлений. Как было установлено в ходе расследования уголовного дела данный сотрудник незаконно передал жителю Сахалинской области, находившиеся у него наркотические средства для последующей их передачи другому лицу, с целью последующего выявления преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств. Также был привлечен к уголовной ответственности сотрудник таможни, присвоивший денежные средства, выделенные на командировочные расходы на сумму более 100 тысяч рублей. Причем подобные преступления были выявлены в таможне несколько лет назад - тогда фигурантами выступило 10 человек.

- А еще?
- По результатам расследования предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть человека, бывшему охраннику сахалинского парома, который по версии следствия, так физически "утихомирил" буйного пассажира, что тот скончался от побоев. Также, много беспокойства приносит для нас экспресс Ноглики - Южно-Сахалинск. "Измученные" сухим законом вахтовики доставляют много беспокойств сотрудникам транспортной полиции, которые в силу своих служебных обязанностей утихомиривают не в меру разгулявшихся командированных, взамен получая моральные, а порою и физические страдания. Хотел бы предостеречь граждан, которые помышляют оскорбить либо применить физическое насилие в отношении сотрудников полиции в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, что за данные действия законом предусмотрена уголовная ответственность. Кроме того, находясь на объекте транспорта, включая поезда, нужно уважать, в том числе и других пассажиров, которым нахождение рядом нетрезвого попутчика, как минимум не доставляет радости от поездки.

- Гражданские лица выступают фигурантами ваших расследований?
- Конечно. Наш отдел помимо должностных преступлений, о которых я уже сказал, также занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений против личности, а это и убийства, которые происходят, в том числе на морских судах и объектах железнодорожного транспорта, это и кораблекрушения, повлекшие наступление последствий, в виде причинения крупного ущерба, либо тяжкого вреда здоровью, либо смерти лиц, а также многие другие преступления – все это находится в нашей компетенции.

- Если можно, поподробней о морских происшествиях?
- Все морские законы и правила написаны потом и кровью поколений. Море не прощает мелочей. Вот один из трагичных примеров. В 2011 году затонуло судно "Партнер" промышлявшее браконьерским ловом краба, погибло 16 человек. Корабль попал в зимний шторм, началось обледенение, но тем не менее капитаном не включались приборы позиционирования и своевременно не подавались сигналы бедствия, в связи с чем, береговые службы не имели возможности своевременно принять меры к спасению находившихся на судне людей.

- На море есть свои правила дорожной безопасности?
- Конечно же они называются не правилами дорожной безопасности, но правила управления и эксплуатации водного, воздушного и железнодорожного транспорта есть, причем они предъявляют к эксплуатантам транспорта не менее жесткие требования, нежели правила дорожного движения на автомобильном транспорте. И это правильно, поскольку в большинстве случаев эксплуатант указанных мною видов транспорта осуществляет перевозку большого количества людей, за которые он в ответе. Несоблюдение данных правил, как показывает практика, приводит к очень трагичным последствиям. За нарушения правил оказания услуг по перевозке пассажиров привлечены к уголовной ответственности капитан транспортного судна, нелегально подобравший в Курильске и Южно-Курильске 10 пассажиров. Люди перемещались в трюме, в штормовых условиях без надлежащего количества средств спасения. Если бы случилась аварийная ситуация про них мог никто и не узнать, ведь официально их не было на борту. На тех же Курилах наказан капитан плашкоута, перевозивший пассажиров, включая детей без наличия достаточного количества спасательных средств.

- На какой стадии находится расследование дела по "Кольской"?

- По данному уголовному делу мы проводили первоначальные следственные действия. Сейчас дело расследуется Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. На сегодняшний день предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) двум должностным лицам компании, которой принадлежала плавучая буровая установка. В частности они обвиняются в том, что не дали своевременно указания опустить опорные колонны для улучшения остойчивости "Кольской". В то время, как принятое ими спустя сутки решение явилось несвоевременным, так как ввиду образовавшегося дифферента (крена) опорные колонны не вышли из-за оцепления, и опустить их не удалось. На тот момент по версии следствия обвиняемые располагали информацией о том, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа. Понимая, что ситуация является критичной, мер к организации спасательной операции не приняли. Кроме того, своим устным распоряжением один из обвиняемых запретил ответственному за буксировку подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.

- Что бы вы пожелали коллегам в профессиональный праздник?
- Прежде всего, терпения и понимания со стороны близких. И конечно, здоровья, счастья и следственной удачи!